Осознанный путь

психосоциальный проект

врача-психотерапевта Зайцева Романа 

    © 2015-2018 Роман Зайцев. Создан с помощью Wix.com

    За что мне это?

     

    Практически каждому психотерапевту случается встречать людей, которые испытывают чувства отчаяния, безнадежности. Годы, проведенные в бесконечных поисках выхода из тяжелых жизненных ситуаций, беда,  отнимающая самое дорогое, потеря смысла жизни существенным образом отражаются на восприятии  и мышлении человека. Один из самых частых вопросов, который возникает в таких обстоятельствах: «За что мне все это?» При этом, это один из трудных вопросов, который не терпит банальных ответов.

     

    Самые распространенные ответы, как правило, лежат в магической и религиозной парадигме. И это не случайно. Не находя рационального объяснения, человек не перестает искать ответы и обращается к любым другим источникам.

     

    Магический ответ на жизненные вопрошания предлагает свою систему представлений и, соответственно, пути решения. При всем многообразии формальных ответов, основная его идея заключается в том, что человек стал жертвой негативного воздействия. Порча, приворот, сглаз, проклятие и многие другие разновидности влияния «темных сил» становятся «объяснениями» всех тех несчастий и бед, которые мы испытываем в жизни. К сожалению, для многих людей подобные «объяснения» представляются достаточно убедительными. Здесь можно сколько угодно удивляться наивности человека, но в ситуации неизвестности, любое объяснение для психики лучше, чем его отсутствие. Подобное положение вещей определяет ту, достаточно большую, популярность магических услуг среди населения даже в наше «просвещенное» время.

     

    Совсем из другой системы координат на подобные вопросы отвечает религиозная традиция. Конечно, традиция традиции - рознь, и здесь я буду в основном говорить о христианском понимании.  В его основе лежит понятие первородного греха. В упрощенном виде оно означает, что каждый из нас, с рождения, несет в себе определенный изъян и, одновременно, ответственность за грех, совершенный нашими прародителями. Обреченные нести это бремя, которое мы увеличиваем собственными грехами, мы пожинаем плоды  своей испорченности и греховности.

     

    Помимо основной линии первородного греха, в христианстве существует идея о том, что все испытания и трудности несут в себе воспитательный компонент. Они необходимы для того, чтобы мы могли остановиться в своем неправильном образе жизни и встать на путь исправления. Таким образом, все  несчастья и беды рассматриваются  и как наказание за грех, и как призыв к покаянию.  Такое понимание предполагает принятие определенного мировоззрения и жизнь, в строгом соответствии с ним. При этом, этот путь не предполагает обязательного изменения жизненных обстоятельств на благоприятные. Скорее, это возможность  найти смысл в страданиях и обрести надежду на другую жизнь.

     

    Как ни странно, но и магический путь, и путь религиозной традиции имеют одну общую черту. Они требуют наличия веры. Это очевидно! Для того, чтобы встать на тот или иной путь, ты должен принять, предлагаемые объяснения. Но что делать человеку, не готовому или неспособному принять подобные картины мира? Что делать тем, которые не способны на акт веры?

     

    Ведущей психической реакцией, в неблагоприятных обстоятельствах, является реакция обвинения. Мы пытаемся найти виновных. И дело тут не в том, что их наличие, каким-то образом изменит наше положение. Отнюдь. И тогда возникает вопрос: «А зачем они нам?»  Все просто – нам необходимо понимание. Мы ищем смысл. Человек задыхается без смысла, как рыба без воды. Конечно, можно возразить, что огромное количество людей живут без какого-либо смысла и понимания и, вроде бы, не все страдают. Бесспорно. Только вопрос в том, благодаря чему это происходит.

     

    И тут, мы имеем дело с самой распространенной стратегией, которую используют для ответа на вопрос: «За что мне все это?» Это стратегия заключается в том, чтобы забыть сам вопросJ В этом подходе современный человек достиг небывалых высот. Мы выработали многоступенчатую систему, предохраняющую нас от самого факта возникновения подобных вопросов. Речь идет о всевозможных способах избегания, одно перечисление которых может составить отдельный текст. Мы не отказались от проверенных веками способов: погружение с головой в работу, алкоголь и другие дурманящие средства. При этом, добавили в копилку мощную систему развлечений и досуга.

                                                                                              

    Правда, даже такая серьезная система дает сбои и вопросы продираются в сознание сквозь пелену торговых центров, диалоги героев сериалов, ароматы веселящих напитков. Порой, мы не в силах заглушить их даже комплексом «анестезирующих» веществ. Тогда они встают с новой силой и требуют от нас ответов.

     

    В психотерапевтическом подходе, основанном на Осознанности, не предполагается наличие готовых ответов на подобные вопросы. Более того, любые готовые ответы подвергаются сомнению. Смысл и задача психотерапевтической работы была сформулирована еще Сократом: «Познай себя!» Несмотря на то, что для многих людей эти слова звучат абстрактно, с точки зрения этого подхода не существует никакого другого пути для ответа на жизненные вопросы. И тут, как не вспомнить слова Будды, который говорил о том, что причиной человеческих страданий является невежество. Не то невежество, в котором обвиняют при отсутствии знаний по предмету, а невежество в отношении самого себя, своего внутреннего мира, не понимание того, что я  собой представляю, как устроен и что такое мое «Я».

     

    Без ответа на эти вопросы, без осознанного самоисследования, мы обречены бродить в потемках, натыкаясь на острые углы жизни, раня себя и окружающих нас людей. Основная трудность заключается в том, что осознанный путь требует от нас мужества и честности. Мужество необходимо, чтобы встретиться с собственными «чудовищами», а честность, чтобы смотреть правде в глаза.

     

    При этом, стоит сказать, что осознанный путь не является только психотерапевтической прерогативой. Всякий духовный путь, неважно в русле какой религии он лежит, должен быть осознанным. Только при понимании самого себя, всего содержимого своей души, человек может смело и  открыто исследовать любой религиозный путь, который, в таком случае, может дать ему возможность еще лучше понять себя и восстановить связь со своей подлинной природой. В заключение, хочется вспомнить слова Христа, где говорится о том, что всякий ищущий найдет. Только на пути исследования самих себя и жизни мы сможем обрести ответы на все вопросы, которые встают перед нами.

     

    Please reload