Осознанный путь

психосоциальный проект

врача-психотерапевта Зайцева Романа 

    © 2015-2018 Роман Зайцев. Создан с помощью Wix.com

    Сознание как состояние материи

    Сегодня мы становимся свидетелями революционных процессов в области теоретической физики. На всем протяжении существования научной дисциплины, физики отказывались обсуждать вопрос сознания, считая его темой для мошенников и шарлатанов. По факту, простое упоминание о сознании могло разрушить карьеру.

     

    Эта ситуация постепенно начинает изменяться, благодаря существенно новому подходу в восприятии понятия сознания, которое распространяется как пожар в сообществе физиков теоретиков. Несмотря на то, что проблема сознания далека от того, чтобы быть решенной, она, наконец-то, формулируется математически как ряд проблем, которые исследователи могут понять, исследовать и обсудить.

     

    Сегодня, Макс Тегмарк, теоретический физик  Массачусетского технологического института в Кембридже, излагает основные проблемы, которые поднимает этот новый подход. Он показывает, как эти проблемы могут быть сформулированы с точки зрения информационной теории и квантовой механики. И объясняет, как подобный подход к проблеме сознания приводит к точным вопросам о природе реальности, которую научный процесс эксперимента мог бы помочь выявить.

     

    Подход Тегмарка заключается в том, чтобы рассматривать сознание в качестве состояние вещества, как твердое тело, жидкость или газ. “Я предполагаю, что сознание может быть понято как еще одно состояние материи. Так же, как есть много видов жидкостей, так существует и много типов сознания” - говорит он.

     

    Он продолжает показывать, как особые свойства сознания могут являться результатом физических законов, которые управляют нашей вселенной. И он объясняет, как эти свойства позволяют физикам рассуждать об условиях, при которых возникает сознание и как мы могли бы пользоваться этим, чтобы лучше понять, почему мир вокруг нас существует в том виде, в котором он существует.

     

    Интересно то, что новый подход к теме сознания возник не в среде физиков, а преимущественно среди нейробиологов, таких как Джулио Тонони в университете Висконсина вМадисоне.

     

    В 2008 Тонони предположил, что у системы, которая обладает сознанием, должны быть  две определенных характеристики. Во-первых, система должна быть в состоянии сохранять и обрабатывать большие объемы информации.

     

    Другими словами, сознание представляет собой, по существу, информационный феномен.

     

    И, во-вторых, эта информация должна быть интегрирована в единое целое так, чтобы было невозможно разделить ее на независимые части. Это отражает опыт, что каждый случай сознания является единым целым, которое невозможно разложить на отдельные компоненты.

     

    Обе эти черты могут быть определены математически, что позволяет физикам, таким как Тегмарк,  впервые рассуждать о них. Он начинает с того, что обрисовывает в общих чертах основные свойства, которые должна иметь сознательная система.

     

    Учитывая, что это информационный феномен, сознательная система должна быть в состоянии сохранять информацию в памяти и эффективно извлекать ее.

     

    Она также должна быть в состоянии обрабатывать эти данные, как компьютер, но такой, который намного более гибок и производителен, чем знакомые нам устройства, основанные на кремнии.

     

    Тегмарк использует термин компьютроний (элементарная гипотетическая частица (барион), составная часть программируемой материи), чтобы описать материал, который может сделать это и цитирует другую работу, показывая, что сегодняшние компьютеры отстают от теоретических пределов вычисления приблизительно  в 38 раз.

     

    Очевидно, что предстоит большой объем  работы по достижению качеств, которые необходимы для производства сознательных систем.

     

    Затем, Тегмарк обсуждает перцептрониум, определяемый как самое общее вещество, которое чувствует себя субъективно обладающим самосознанием. Это вещество должно не только быть в состоянии сохранить и обработать информацию, но сделать это таким образом, который формирует единое и неделимое целое. Это также требует определенного состояния независимости, в которой информационная динамика определяется внутренними, а не внешними процессами.

     

    Наконец, в этом новом подходе Тегмарк рассматривает сознание в качестве линзы, через которую можно изучить одну из основных проблем квантовой механики, известную как квантовая проблема факторизации.

     

    Это связано с тем, что квантовая механика описывает всю вселенную, используя три математических положения: объект, известный как гамильтониан, который описывает полную энергию системы; матрица плотности, которая описывает отношения между всеми квантовыми состояниями в системе; и уравнение Шрёдингера, которое описывает, как эти вещи изменяются со временем.

     

    Проблема состоит в том, что, когда вся вселенная описана в этих терминах, то возникает бесконечное число математических решений, которые включают все возможные результаты квантовой механики и много других еще более экзотических возможностей.

     

    Таким образом, встает вопрос, почему мы воспринимаем вселенную как такой знакомый полуклассический, трехмерный мир? Когда мы смотрим на стакан замороженной воды, мы воспринимаем жидкость и твердые кубики льда как независимые вещи даже при том, что они глубоко связаны как часть той же самой системы. Как это происходит? Из всех возможностей, почему мы воспринимаем именно так?

     

    У Тегмарка нет ответа. Но то, что восхищает нас в его подходе, это то, что он сформулирован посредством языка квантовой механики так, что делает возможным подробный научный анализ. И в результате этого возникают новые вопросы, которые физики захотят проанализировать более детально.

     

    Возьмите, например, идею, что информация в сознательной системе должна быть единой. Это означает, что система должна содержать такие механизмы исправляющие ошибку, которые позволят любой подсистеме, содержащей половину информации, восстановить ее полностью.

     

    Тегмарк  указывает на то, что любая информация, содержащаяся в специальной сети, известная как нейронная сеть Хопфилда, обладает исправляющим ошибку механизмом. Однако он вычислил, что нейронная сеть Хопфилда, которая представленная головным мозгом, содержащим 100 000 000 000 нейронов, может сохранить только 37 битов интегрированной информации.

     

    “Это приводит нас к парадоксу интеграции: почему информационное содержание нашего сознательного опыта, очевидно значительно больше, чем 37 битов?” спрашивает Тегмарк.

     

    Это вопрос, которым многие ученые могли бы заняться детально. Для Тегмарка этот парадокс означает, что его математическая формулировка сознания упускает какой-то жизненно важный компонент. “Это подразумевает, что принцип интеграции должен быть дополнен, по крайней мере, одним дополнительным принципом”, говорит он. Предложения, пожалуйста, оставляйте в разделе комментариев!:)

     

    И все же сила этого подхода заключается в предположении, что сознание не лежит за пределами возможностей познания; то, что нет никакого “секретного соуса”, без которого оно не может быть познано.

     

    В начале 20-го века группа молодых физиков предприняла поиски, чтобы объяснить несколько странных, но на вид маленьких аномалий в нашем понимании вселенной. В результате этой работы возникли теории относительности и квантовой механики, которые довольно радикально изменили наши представления о вселенной. Имена этих физиков, по крайней мере, некоторых из них, теперь известны каждой семье.

     

    Может ли быть так, что мы становимся свидетелями новой подобной революции в начале 21-го века?

     

     

    arxiv.org/abs/1401.1219: Consciousness as a State of Matter

    перевод - Р.З.

    Please reload